Сейчас идет Великий пост и православным следует воздерживаться буквально от всего.Я собрал небольшой материал об отношении православной церкви к сексу в том числе и в пост.Обзор конечно больше исторический, сегодня даже православная церковь не требует соблюдения всех указанных правил, но когда-то было ТАК.
Целомудрие (Ѓполная мудростьЃ), сохранение девственности и отказ от половых сношений даже в браке (жить, Ѓплотногодия не творяхуЃ) почитались Ѓсвятым деломЃ. Впрочем, отступления от этого аскетического принципа были не только допустимыми, но и законными: Ѓв своей бо жене нет грехаЃ. Однако только в законном церковном браке и исключительно Ѓчадородия радиЃ, а не Ѓслабости радиЃ. Все физиологические проявления сексуальности считались нечистыми и греховными.
Половое воздержание было обязательным по всем воскресеньям и церковным праздникам, по пятницам и субботам, а также во все постные дни. При строгом соблюдении всех этих запретов, люди могли заниматься сексом не больше 5-6 дней в месяц, а в пост вообще не могли. Считалось, что ребенок, зачатый в неположенный день, уже несет на себе бремя греха, хотя некоторые иерархи считали что молодые супруги достойны снисхождения. Лишь бы только не было прелюбодеяния Ѓс мужескою женоюЃ.
Хотя в принципе половая жизнь в браке допускалась, она все-таки оскверняла человека. Скверна подлежала смытию. Мужчина, не вымывшийся ниже пояса после полового акта, не смел ни войти в церковь, ни целовать святые мощи, ни посещать святых отшельников. Еще больше запретов накладывалось на женскую сексуальность. Менструирующая женщина не должна была ни иметь половых сношений с мужем, ни ходить в церковь, ни получать причастие. Нарушение этого запрета каралось довольно строго. Могло быть назначено церковное покаяние: шесть месяцев поста и по пятьдесят земных поклонов ежедневно.
Строго регламентировались сексуальные позиции. Единственной ЃправильнойЃ позицией была так называемая миссионерская: женщина лежит на спине, а мужчина - на ней (ЃЖивот на живот - все заживетЃ) . Эта позиция в России называлась Ѓна конеЃ и подчеркивала господство мужчины над женщиной в постели, как и в общественной жизни. Напротив, позиция Ѓженщина сверхуЃ считалась, Ѓвеликим грехомЃ , вызовом Ѓобразу БожиюЃ и наказывалась, длительным, от 3 до 10 лет, покаянием, с многочисленными ежедневными земными поклонами. Поза сзади тоже запрещалась, так как напоминала поведение животных или гомосексуальный контакт. Это считались противоестественными и назывались Ѓскотским блудомЃ или Ѓсодомским грехом с женоюЃ. Минимальное покаяние за этот грех составляло 600 земных поклонов, максимальное - отлучение от церкви. При этом принимались во внимание конкретные обстоятельства: как часто практиковалась греховная позиция, кто был ее инициатором, участвовала ли жена добровольно или по принуждению мужа. Молодым парам, до 30 лет, обычно делалось снисхождение, старшие наказывались суровее.
Отдельные ласки, например, глубокий поцелуй, также были греховными, но наказывались сравнительно легко, 12 днями поста. Введение мужем во влагалище жены пальца, руки, ноги или предмета одежды наказывалось тремя неделями поста. Фелляция и куннилингус были более серьезными грехами - за них полагалось от двух до трех лет поста, почти как за прелюбодеяние или кровосмешение со свойственниками.
Поскольку единственным оправданием половой жизни было деторождение, всякая попытка предотвратить зачатие была настолько греховной, что контрацепция, искусственный аборт и детоубийство сплошь и рядом не различались, одинаково называясь ЃдушегубствомЃ. Вообще сексуальные грехи, как и на Западе, часто ассоциировались с колдовством.
Супружеская измена, ЃпрелюбодеяниеЃ считалось гораздо более серьезным прегрешением, нежели ЃблудЃ. Супружеская верность была главной семейной добродетелью, особенно для женщин. Муж признавался прелюбодеем только в том случае, если имел на стороне не только наложницу, но и детей от нее, тогда как жене ставилась в вину любая внебрачная связь.
Грехом считался и ЃпротивоестественныйЃ секс. Самым массовым грехом была, конечно, мастурбация. Но поскольку этот порок был очень распространен, его наказывали сравнительно мягко - постом от 40 до 60 дней и многочисленными земными поклонами.
Понятие ЃсодомииЃ в Древней Руси было еще более расплывчатым, чем на Западе, обозначая и гомосексуальные отношения, и анальный секс независимо от пола партнеров, и вообще любые отклонения от ЃнормальныхЃ сексуальных ролей и позиций, например, совокупление в позиции Ѓженщина сверхуЃ. Самым серьезным грехом было ЃмужеблудиеЃ или ЃмужеложствоЃ, когда связь с ЃнеправильнымЃ сексуальным партнером усугублялась ЃнеправильнойЃ сексуальной позицией (анальный секс). Церковное покаяние за него колебалось от одного до семи лет, в тех же пределах, что и гетеросексуальные прегрешения. К подросткам и молодым мужчинам относились снисходительнее, чем к женатым.
Лесбиянство считалось разновидностью мастурбации.
Это говорит о том значении, которое церковь придавала интимным отношениям как одной из самых главных составляющих греховной жизни. Впрочем, это вполне возможно объясняется тем, что все подобные грехи подлежали исключительно компетенции церкви. Государство на Руси в отличие от Запада мало вмешивалось в половую жизнь населения. Преступления же против жизни и собственности всегда карались довольно строго, и поэтому церковь не считала эту область борьбы с грехом приоритетной для себя. Это подтверждает и тот факт, что практически все наказания за грехи в сексуальной сфере сводятся исключительно к епитимьям: самым различным постам