Отредактировано:09.06.08 17:03
Бес культурья.
"Когда я слышу слово "культура", я снимаю с предохранителя свои револьвер." Ганс Иост.
"Что посеешь, то пожнешь" - гласит народная мудрость. Но не надо быть агрономом, что бы понять, что посеять мало, чтобы пожинать...
Уже не возникает сомнений, что слово культура происходит от латинского - colere, которое имеет много значений: населять, культивировать, покровительствовать, поклоняться, почитать и другие.
От colere происходит не только слово культура, но и другие - например, латинское colonus ("населять") трансформировалось в колонию, а "почитать", "поклоняться" через латинское cultus - в культ.
Во времена Древнего Рима слово culture имело сельскохозяйственный оттенок и означало процесс культивирования, выращивания чего-нибудь, обычно животных и растений. В тех значениях, в котором используем это слово мы (ибо и сейчас оно неоднозначно и очень многогранно), оно начало применяться гораздо позже с легкой подачи Цицерона, который заговорил о "сulture animi" - возделывании, культивации души человеческой. Но не мало было исписано перьев и пергаментов, пока слово культура начало приобретать какой-то самостоятельный смысл. Еще в Средние века с их любовью к "общепонятному" и широкоиспользовавшемуся в узких кругах латинскому языку, оно использовалось только в словосочетаниях и обозначала степень мастерства в какой нибуть отрасли (cultura juris - выработка правил поведения, cultura scientiae - усвоение науки, cultura literarum - усовершенствования письма). Лишь где-то около ХVIII века это слово слово “культура” стало отдельной, самостоятельной лексической единицей, означая осведомленность, образованность, воспитанность - все то, что и в настоящий момент отождествляют с культурностью. В ХIХ веке как его синоним, начали использовать понятие “цивилизация”. Такой путь прошло скромное латинское слово вошло во все европейские языки, приобрело универсальное значение, превратилось в философское понятие и стало объъектом научных исследований.
На сегодняшний день трудно найти другое понятие, которое имело бы столько разных оттенков смысла и было настолько широкоупотребляемым, как понятие культуры. С другой стороны, это понятие и до сих пор остается понятиям „без берегов”, куда каждый желающий в соответствии с собственными вкусами готов вложить любое содержание.
Кажется, только ленивый не использует слово "культура". В наш век скоростей "Культуры" возникают не по дням, а по часам. Есть и "западная", и "восточная", "европейская" и "африканская", а может уже где-то и "антарктическая" культуры, есть "физическая" (а как же "химическая"?), есть "высокая" и "примитивная", "русская", "украинская", "американская", "еврейская", папуасская" и.т.д. культуры, "пролетарская" и "буржуазная", "поп-", "рок-", "джаз-" и т.д. - культуры Есть "своя" и "чужие". И целый ворох субкультур. Наконец, есть даже культуристы, не говоря уже о культурологах.
Такое многообразие "культур" должно бы радовать, так почему же сейчас только и слышно о "гибели" и "деградации" культуры? Почему душа не поет услышав это слово? Почему вдруг вспомнается слова Н.И. Рериха «Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце.
Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной Красоты"
Вот именно "почитание Света". Был когда-то ангел имя которому "Светоносный" Люцифер, сейчас мы его знаем и под другими именами...
Так и сейчас "светоносный ангел культуры" превращается в беса культурья. И это Бес культурья начинает править свой бал.
Этот Бес бродит среди нас, он везде - в каждом городе и деревне, он кривляется на телеэкране, орет что-то по радио, он в случайно услышанных на улице фразах, он на стенах общественных туалетов. Он проник в искусство, которое признано сеять вечное, доброе. Он скоро станет искусством.
В 2002 году английская галерея Tate за 22,3 тыс. евро пополнила свою коллекцию современного искусства, закупив для раздела современного искусства баночку экскрементов итальянского художника Пьеро Манзони.
некий английский "художник" (не знаю от какого слова происходит его титул) Клод Офили рисует картины слоновьими экскрементами. На нью-йоркской выставке галереи ”Саачи” он представил ”Богоматерь”, нарисованную слоновым дерьмом и обложенную порнографическими фотографиями.
В 1991-ом в австрийской ”Галерее Потса” художник Андрес Серано выставил полотно ”Христос из мочи”. На красном фоне мочой изобразил Божьего сына.
(А мусульмане еще возмущались по поводу карикатур на их Пророка.)
И это не одиночные факты.
В 2003 году в Канаде была художественная (!!!?) выставка, которая называлась "Скатология: 30 лет дерьма в современном искусстве". В числе экспонатов - деревянная статуя бывшего канадского премьер-министра Брайана Малрони, держащего в руке кусок фекалий. На выставке также представлены испачканные дерьмом брюки, высушенный при помощи современных технологий навоз и часы в виде коровьих лепешек. Выставка на 75% финасировалась месными властыми и федеральным правительством. Куратор выставки Стефан Сен-Лоран (не путать с недавно представившимся модельером) заявил - "Мы пришли к идее этой выставки, отвечая на вопрос, какое последнее табу осталось в современном искусстве".
Нет не последнее табу. Табу вообще не осталось -
Прод. в коментах